Одна из любимых тем в сетевых интеллектуальных посиделках – разговоры о толпе. Само собой, критические и со скорбными вздохами. И еще само собее – собеседники большей частью полагают, что они-то никакой толповости не подвержены. By default.
Вспомнился в связи с этим рассказ одного полковника – кажется, то ли ГО, то ли МЧС, то ли еще чего такого заковыристого. В общем, действующего такого полковника – который по жизни не только бумажки в руках держал.
читать дальшеЕхали они, значит, с товарищами на пикничок. И по пути вздумалось их «Волге» загореться. Чего уж такого ей в голову пришло, теперь и не установить, но, поскольку из всех «Волг», как известно, в изобилии течет не только малопассионарный тосол, но и всяческие бензин-масло, затея ей удалась на славу. Вспыхнуло разом, как национально-освободительное движение в Зимбабве каком. Охватив, грубо говоря, сразу весь континент. От огнетушителя проку было бы не больше, чем от войск ООН в касках нетрадиционного цвета.
Страшно? Еще бы. Любой бы запаниковал. Но! Четыре полковника, четыре боевых офицера, с наградами не типа «Десять лет уже пашет, ептить!», а с вполне серьезными орденами-медалями – это ж совсем другой коленкор, так?
Они, разумеется, не растерялись ни на мгновение. Никаких охов-ахов, даже на матюги времени не тратили. Четко и слаженно, как на учениях, они схватились за ручки стеклоподъемников (владельцам иномарок будет интересно узнать, что была в «Волгах» такая опция) , и быстро, но без чрезмерных усилий вращая их, опустили стекла. Полковник не без гордости уточнял, что стекла опускались практически синхронно, любо-дорого смотреть, такая была слаженность, что твои «Витязи» в небе.
А опустив стекла, они, как в американских боевиках, так же одновременно выбросили в окна свои погрузневшие, но все еще тренированные тела. Ну там, конечно, сгруппировался-упал на руки-перекатился-вскочил-сообразил: сейчас ёбнет-залёг, всё, как у людей. Главное – ни тени страха. Ни даже намека на эту тень.
- И вот, - рассказывал полкан, - стоим мы рядышком, все такие героические и удалые, пялимся на уже мирно догорающую машину, и два вопроса нас мучают. Нет-нет, вовсе не – отчего она загорелась и где теперь водку брать, совсем не эти. Мы ж профессионалы все-таки, да? Первый вопрос был – как же мы в эти окна протиснулись-то, ни за что не зацепившись и не застряв.
А второй – на кой хрен мы вообще в них протиснулись. Двери ж были, и открывались на раз...
- Паника, - грустно добавлял он, - паника и инстинкт толпы. Понятно, что не все четверо до этого идиотизма додумались, кто-то на долю секунды раньше потерял способность поступать рационально и первым схватился за стеклоподъемник – и этого оказалось достаточно. И мы все вслед, как бараны... Ты думал, паника – это когда все бегают с вытаращенными глазами и орут, как на футболе? А она вот и такая бывает. Мгновения какие-то буквально – и всё, и ты уже - эта самая толпа и есть. Я уж теперь и не зарекаюсь...
Я, пожалуй, тоже не буду.Дневник А.Мещекского